Обоснование целей и задач системы:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо создать условия для обеспечения вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Перед системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равного доступа граждан к образовательным ресурсам и сервисам, снижение образовательного неравенства, разрыва между «лучшими» и «худшими» школами.
В числе факторов, препятствующих реализации этого направления - недостаточная степень сформированности внутренних ресурсов для организации эффективной работы (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.) в отдельных образовательных организациях, расположение в территориально удаленном от центра районе, имеющем проблемы с благоустройством, телекоммуникациями, ограниченную транспортную доступность.
В настоящее время в районе сформирована муниципальная система оценки качества образования (МСОКО), которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся, выявлять проблемы в освоении программ. МСОКО является неотъемлемой частью региональной системы оценки качества образования. В целях соответствия направлений МСОКО общереспубликанским актуальным тенденциям в развитии образования, ежегодно проводится комплекс мер по совершенствованию механизмов управления качеством образования.
Основными направлениями в системе оценки качества подготовки обучающихся остаются: объективность оценки, сбалансированность и достаточность оценочных процедур, наличие в каждой школе внутренней системы оценки качества образования - «фундамента» всей системы оценки, а также соответствие уровня подготовки школьников требованиям ФГОС, в том числе формирование функциональной грамотности.
Еще одним вектором в повышении качества образования является правильное использование результатов оценочных процедур на всех уровнях управления качеством образования: в школе, в муниципалитете.
Сегодня в Российской Федерации реализован ряд проектов по развитию единой системы оценки качества образования, в числе которых следует отметить единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследования проводятся региональные, внутришкольные оценочные процедуры, направленные на изучение различных объектов оценки качества: содержание основных образовательных программ, условия их реализации, достижение учебных и внеучебных результатов обучающихся.
В совокупности все эти процедуры относятся к внутрирегиональным, по результатам которых в образовательной организации, муниципалитете и регионе в целом накапливается значительный объем статистической и аналитической информации, которую необходимо интерпретировать для управления качеством образования.
В Республике Башкортостан принято решение взять за основу для анализа качества подготовки обучающихся федеральные оценочные процедуры, а также региональный мониторинг функциональной грамотности обучающихся по всем направлениям. Минпросвещения России рекомендовано отказаться от дополнительных оценочных и проверочных процедур в целях сокращения административной нагрузки на школы и оптимизации оценочных процедур в РБ.
Основным направлением 2022-2023 учебного года для муниципальной системы оценки качества образования станет выстраивание во всех школах района объективных и эффективных внутренних систем оценки качества образования. В этой связи необходимо модернизировать имеющуюся в районе и используемую всеми педагогическими работниками школ ГИС «Образования» для упрощения процесса обработки «больших данных». Поэтому ряд задач будут связаны с этим направлением, отработкой удобного интерфейса личных кабинетов директоров школ и учителей.
Еще одна траектория развития системы 1.1 обусловлена обновлением ФГОС НОО и ООО, а также внедрением в учебный процесс заданий на функциональную грамотность, практикоориентированных заданий, заданий «для жизни».
в части обеспечения объективности оценки качества образования:
- Организация 100% объективного проведения процедур оценки качества образования и олимпиад школьников во всех общеобразовательных учреждениях района, в том числе за счет обеспечения контроля за соблюдением порядка проведения всех оценочных процедур и олимпиад школьников (все этапы ВСОШ).
- Получение актуальной, объективной и достоверной, максимально полной информации о качестве подготовки обучающихся в районе, включающей оценку освоения ими предметных и метапредметных результатов начального, основного и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам, не реже 1 раза в учебном году и выявление условий, влияющих на динамику (базового уровня и высокого).
в части оценки ключевых характеристик качества подготовки обучающихся:
- Повышение уровня образовательных результатов обучающихся в районе на основе анализа результатов исследований и мониторингов качества образования, в том числе Национального исследования качества образования и международных сопоставительных исследований, проводимого не реже 1 раза в учебном году.
- Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся на основе анализа результатов мониторинга, проводимого не реже 2 раз в учебном году.
в части обеспечения сбалансированности системы оценки качества образования:
- Функционирование объективной внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) во всех образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
- Оптимизация графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России во всех школах муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
- Понижение образовательного неравенства в образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
в части обеспечения объективности оценки качества образования:
- Обеспечение 100% объективности процедур оценки качества образования и образовательных результатов обучающихся, в том числе за счет обеспечения контроля за соблюдением порядка проведения ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, НИКО, мониторингов функциональной грамотности, итогового сочинения и итогового изложения, всех этапов ВСОШ в соответствии с утвержденными графиками.
- Модернизация ГИС «Образование» в части дополнения сервисами «Цифровой помощник директора» (не позднее 31.12.2022), «Цифровой помощник учителя» (не позднее 31.08.2022), «Цифровой помощник родителей» (не позднее 31.08.2022), личные кабинеты МКУ Управление образования (не позднее 01.01.2023).
- Информирование населения муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан о качестве образования о результатах НИКО, международных исследований, иных оценочных процедур на официальном сайте образовательных учреждений района, МКУ Управление образования и социальных сетях, в том числе родителей школьников через личные кабинеты в ГИС «Образование», в том числе формирование позитивного отношения к объективному проведению оценочных процедур у участников.
- Обеспечение соблюдения мер по информационной безопасности в целях предотвращения преждевременного распространения содержания олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, ГИА, ВПР, НИКО и иных оценочных процедур.
- Привлечение к проведению процедур специалистов, не заинтересованных в образовательных результатах конкретных обучающихся.
- Проведение мероприятий, направленных на выработку позитивного отношения к объективному проведению оценочных процедур.
в части обеспечения сбалансированности системы оценки качества образования:
- Оптимизация количества контрольных, проверочных и диагностических работ обучающихся (федеральных, региональных, муниципальных, школьных), в том числе путем мониторинга выполнения требований рекомендациями Минпросвещения России во всех школах района не реже 2 раз в учебном году.
- Обеспечение функционирования объективной внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) во всех образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, в том числе путем мониторинга в ходе профилактических мероприятий и мероприятий по контролю качества образования на основании оценочного листа оценки (мониторинга) эффективности функционирования внутренней системы оценки качества образования и обеспечения качества подготовки обучающихся в общеобразовательной организации, утвержденного приказом министра образования и науки РБ от 16.09.2021 №1841.
- Разработка и внедрение модели цифровой школьной системы управления качеством образования - модельной концепции цифровой внутренней системы оценки качества образования в школе, основанной на применении российских информационных систем не позднее 01.09.2022 года.
в части оценки ключевых характеристик качества подготовки обучающихся:
- Проведение оценки (мониторинга) освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов начального, основного и среднего общего образования для выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению путем анализа результатов ВПР (сплошным способом или на основании репрезентативной выборки, за исключением ОО из числа школ с признаками необъективных результатов федерального и регионального списков) не реже 1 раза в учебном году.
- Проведение оценки (мониторинга) освоения обучающимися предметных результатов начального, основного и среднего общего образования для выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению путем анализа результатов промежуточной аттестации обучающихся (сплошным способом или на основании репрезентативной выборки) не реже 1 раза в учебном году.
- Выявление уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся, в том числе путем мониторинга результатов диагностики по направлениям функциональной грамотности и результативности работы школ на портале «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (РЭШ, ФГБНУ ИСРО РАО) в динамике не реже 2 раз в учебном году.
-
Использование при оценке качества образования на всех уровнях (школьном, муниципальном, при контроле качества) в муниципальном районе Нуримановский район Республике Башкортостан измерительных материалов в формате ВПР, демоверсий ЕГЭ и ОГЭ, открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности, в том числе анализ использования в ходе профилактических мероприятий и мероприятий по контролю качества образования.