Обоснование целей и задач системы:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо создать условия для обеспечения вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Перед системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равного доступа граждан к образовательным ресурсам и сервисам, снижение образовательного неравенства, разрыва между «лучшими» и «худшими» школами.

В числе факторов, препятствующих реализации этого направления - недостаточная степень сформированности внутренних ресурсов для организации эффективной работы (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.) в отдельных образовательных организациях, расположение в территориально удаленном от центра районе, имеющем проблемы с благоустройством, телекоммуникациями, ограниченную транспортную доступность.

В настоящее время в районе сформирована муниципальная система оценки качества образования (МСОКО), которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся, выявлять проблемы в освоении программ. МСОКО является неотъемлемой частью региональной системы оценки качества образования. В целях соответствия направлений МСОКО общереспубликанским актуальным тенденциям в развитии образования, ежегодно проводится комплекс мер по совершенствованию механизмов управления качеством образования.

Основными направлениями в системе оценки качества подготовки обучающихся остаются: объективность оценки, сбалансированность и достаточность оценочных процедур, наличие в каждой школе внутренней системы оценки качества образования - «фундамента» всей системы оценки, а также соответствие уровня подготовки школьников требованиям ФГОС, в том числе формирование функциональной грамотности.

Еще одним вектором в повышении качества образования является правильное использование результатов оценочных процедур на всех уровнях управления качеством образования: в школе, в муниципалитете.

Сегодня в Российской Федерации реализован ряд проектов по развитию единой системы оценки качества образования, в числе которых следует отметить единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследования проводятся региональные, внутришкольные оценочные процедуры, направленные на изучение различных объектов оценки качества: содержание основных образовательных программ, условия их реализации, достижение учебных и внеучебных результатов обучающихся.

В совокупности все эти процедуры относятся к внутрирегиональным, по результатам которых в образовательной организации, муниципалитете и регионе в целом накапливается значительный объем статистической и аналитической информации, которую необходимо интерпретировать для управления качеством образования.

В Республике Башкортостан принято решение взять за основу для анализа качества подготовки обучающихся федеральные оценочные процедуры, а также региональный мониторинг функциональной грамотности обучающихся по всем направлениям. Минпросвещения России рекомендовано отказаться от дополнительных оценочных и проверочных процедур в целях сокращения административной нагрузки на школы и оптимизации оценочных процедур в РБ.

Основным направлением 2022-2023 учебного года для муниципальной системы оценки качества образования станет выстраивание во всех школах района объективных и эффективных внутренних систем оценки качества образования. В этой связи необходимо модернизировать имеющуюся в районе и используемую всеми педагогическими работниками школ ГИС «Образования» для упрощения процесса обработки «больших данных». Поэтому ряд задач будут связаны с этим направлением, отработкой удобного интерфейса личных кабинетов директоров школ и учителей.

Еще одна траектория развития системы 1.1 обусловлена обновлением ФГОС НОО и ООО, а также внедрением в учебный процесс заданий на функциональную грамотность, практикоориентированных заданий, заданий «для жизни».

Цели:

в части обеспечения объективности оценки качества образования:

  1. Организация 100% объективного проведения процедур оценки качества образования и олимпиад школьников во всех общеобразовательных учреждениях района, в том числе за счет обеспечения контроля за соблюдением порядка проведения всех оценочных процедур и олимпиад школьников (все этапы ВСОШ).
  2. Получение актуальной, объективной и достоверной, максимально полной информации о качестве подготовки обучающихся в районе, включающей оценку освоения ими предметных и метапредметных результатов начального, основного и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам, не реже 1 раза в учебном году и выявление условий, влияющих на динамику (базового уровня и высокого).

в части оценки ключевых характеристик качества подготовки обучающихся:

  1. Повышение уровня образовательных результатов обучающихся в районе на основе анализа результатов исследований и мониторингов качества образования, в том числе Национального исследования качества образования и международных сопоставительных исследований, проводимого не реже 1 раза в учебном году.
  2. Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся на основе анализа результатов мониторинга, проводимого не реже 2 раз в учебном году.

в части обеспечения сбалансированности системы оценки качества образования:

  1. Функционирование объективной внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) во всех образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
  2. Оптимизация графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России во всех школах муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
  3. Понижение образовательного неравенства в образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.

Задачи:

в части обеспечения объективности оценки качества образования:

  1. Обеспечение 100% объективности процедур оценки качества образования и образовательных результатов обучающихся, в том числе за счет обеспечения контроля за соблюдением порядка проведения ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, НИКО, мониторингов функциональной грамотности, итогового сочинения и итогового изложения, всех этапов ВСОШ в соответствии с утвержденными графиками.
  2. Модернизация ГИС «Образование» в части дополнения сервисами «Цифровой помощник директора» (не позднее 31.12.2022), «Цифровой помощник учителя» (не позднее 31.08.2022), «Цифровой помощник родителей» (не позднее 31.08.2022), личные кабинеты МКУ Управление образования (не позднее 01.01.2023).
  3. Информирование населения муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан о качестве образования о результатах НИКО, международных исследований, иных оценочных процедур на официальном сайте образовательных учреждений района, МКУ Управление образования и социальных сетях, в том числе родителей школьников через личные кабинеты в ГИС «Образование», в том числе формирование позитивного отношения к объективному проведению оценочных процедур у участников.
  4. Обеспечение соблюдения мер по информационной безопасности в целях предотвращения преждевременного распространения содержания олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, ГИА, ВПР, НИКО и иных оценочных процедур.
  5. Привлечение к проведению процедур специалистов, не заинтересованных в образовательных результатах конкретных обучающихся.
  6. Проведение мероприятий, направленных на выработку позитивного отношения к объективному проведению оценочных процедур.

в части обеспечения сбалансированности системы оценки качества образования:

  1. Оптимизация количества контрольных, проверочных и диагностических работ обучающихся (федеральных, региональных, муниципальных, школьных), в том числе путем мониторинга выполнения требований рекомендациями Минпросвещения России во всех школах района не реже 2 раз в учебном году.
  2. Обеспечение функционирования объективной внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) во всех образовательных учреждениях муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, в том числе путем мониторинга в ходе профилактических мероприятий и мероприятий по контролю качества образования на основании оценочного листа оценки (мониторинга) эффективности функционирования внутренней системы оценки качества образования и обеспечения качества подготовки обучающихся в общеобразовательной организации, утвержденного приказом министра образования и науки РБ от 16.09.2021 №1841.
  3. Разработка и внедрение модели цифровой школьной системы управления качеством образования - модельной концепции цифровой внутренней системы оценки качества образования в школе, основанной на применении российских информационных систем не позднее 01.09.2022 года.

в части оценки ключевых характеристик качества подготовки обучающихся:

  1. Проведение оценки (мониторинга) освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов начального, основного и среднего общего образования для выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению путем анализа результатов ВПР (сплошным способом или на основании репрезентативной выборки, за исключением ОО из числа школ с признаками необъективных результатов федерального и регионального списков) не реже 1 раза в учебном году.
  2. Проведение оценки (мониторинга) освоения обучающимися предметных результатов начального, основного и среднего общего образования для выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению путем анализа результатов промежуточной аттестации обучающихся (сплошным способом или на основании репрезентативной выборки) не реже 1 раза в учебном году.
  3. Выявление уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся, в том числе путем мониторинга результатов диагностики по направлениям функциональной грамотности и результативности работы школ на портале «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (РЭШ, ФГБНУ ИСРО РАО) в динамике не реже 2 раз в учебном году.
  4. Использование при оценке качества образования на всех уровнях (школьном, муниципальном, при контроле качества) в муниципальном районе Нуримановский район Республике Башкортостан измерительных материалов в формате ВПР, демоверсий ЕГЭ и ОГЭ, открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности, в том числе анализ использования в ходе профилактических мероприятий и мероприятий по контролю качества образования.

rsoko.bashkortostan.ru/activity/25814/