В реализации главной задачи образовательной политики (обеспечения доступности качественного образования) наметились следующие тенденции: формирование сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты; образование разрывов в качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями, работающими в разных социокультурных условиях; снижение темпов обновления состава и компетенций педагогических кадров.
В список школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР) в 2020-2021 учебном году наш район не вошёл.
Под ШНОР понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все школы в кластере, к которому относится школа.
Под ШНСУ понимаются школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов.
Центральное место в муниципальной системе работы с ШНОР и ШНСУ занимает мониторинг, на основе анализа результатов которого принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию работы с ШНОР и ШНСУ.
При этом в любой образовательной системе встречается учебная неуспешность обучающихся, то есть ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии, по тем или иным причинам, полноценно осваивать образовательную программу. Способность системы справляться с учебной неуспешностью обучающихся в значительной степени характеризует ее качество.
Первоочередная задача муниципалитета - проведение анализа проблемных ситуаций в образовательных организациях (в том числе в рамках проведения анализа результатов процедур оценки качества образования) и принятии соответствующих муниципальных мер для их устранения.
Школы с повышенными рисками, связанными с социально-экономическими, этнокультурными или другими факторами, нуждаются в системной работе по снижению влияния конкретных негативных факторов.
Наконец, школы с высоким уровнем академической неуспеваемости нуждаются в срочной адресной методической помощи, включая сопровождение опытных внешних специалистов, формирование и реализацию антикризисных программ развития и т.д.
Цели:
В части адресной поддержке школ с низкими образовательными результатами:
- Организация работы в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в МР Нуримановский район РБ (ШНОР и ШНСУ).
В части организации работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов:
2. Повышение качества образования в ОО за счёт выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов в этих ОО.
В части профилактики учебной неуспешности в ОО района:
3. Создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счёт реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности.
Задачи:
В части адресной поддержке школ с низкими образовательными результатами:
1. Сформировать сеть профессиональных сообществ из специалистов разного уровня для эффективной реализации помощи школам с низкими образовательными результатами и/или функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
2. Обеспечить информационно-методическое сопровождение школ с низкими результатами и/или функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
3. Обеспечить развитие кадрового потенциала школ с низкими образовательными результатами и/или функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
4. Обобщение и систематизация полученного положительного опыта работы в рамках работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
5. Сокращение разрыва между школами, показывающими стабильно высокие результаты обучения и школами с низкими образовательными результатами.
6. Вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
В части организации работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов:
- Проведение адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в выявленных ОО (цикл - 3 года).
- Выявление дефицитов школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов, и проведение возможных мероприятий по устранению данных дефицитов.
- Повышение профессиональных компетенций педагогов и управленцев данных школ.
В части профилактики учебной неуспешности в ОО района:
- Выявление школ, использующих эффективную форму работы с неуспевающими обучающимися.
- Трансляция лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности
- Вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в профилактику учебной неуспешности.