Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся также является задачей из Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни влекут за собой возрастание потребности в кадрах, обладающих нестандартным мышлением, способным гибко реагировать на смену обстоятельств и вносить новое в производственную и социальную жизнь. Признание важности работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи находит своё отражение в общенациональной системе выявления и развития молодых талантов, одним из направлений которой является разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи.
Таким образом, для развития муниципальной системы дополнительного образования детей необходимо:
- повышать вариативность дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;
- обновлять методы и содержание дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
- Эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи должна быть ориентирована не только на работу с одаренными детьми, проведение олимпиад и конкурсов, но и на работу с обучающимися профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов и с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
1.3.2. Треки (траектории) развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
В рамках муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи рассматриваются следующие треки:
- развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями;
- организация работы с талантливыми детьми и молодёжью.
Трек 1. Развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями
Цель и задачи:
- формирование и развитие эффективной системы дополнительного образования детей, учитывающей их потребности;
- создание и развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создание условий для увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программам.
Трек 2. Организация работы с талантливыми детьми и молодёжью.
Цель и задачи:
- Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.
- Обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными обучающимися по формированию и развитию их познавательных интересов.
- Создание эффективной региональной системы выявления, развития и поддержки одарённых детей и молодёжи, в том числе с ОВЗ, для реализации их потенциала в интересах социально-экономического развития региона.
- Развитие системы поддержки детей и молодежи через реализацию индивидуальных образовательных программ/маршрутов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.