Повышение эффективности и качества педагогической деятельности является одной из первостепенных задач, реализовать которую не представляется возможным без осуществления определенных измерений. Такие измерения позволяют не только выявить профессиональные дефициты, но и организовать и реализовать адресную работу с педагогическими работниками, направленную на устранение выявленных пробелов, как в рамках повышения квалификации, так и в рамках методического сопровождения. Таким образом, при формировании муниципального концептуального документа по направлению должны быть определены цели и задачи, ориентированные на выявление профессиональных дефицитов педагогических работников. Муниципальными показателями здесь могут выступать следующие:
- доля педагогов (в разрезе учебных предметов), прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего количества педагогов (в разрезе учебных предметов);
- доля педагогов по каждому из видов дефицитов; и т.п.
- количество проектов по поддержке молодых педагогов, реализуемых в муниципалитете;
- доля молодых педагогов, охваченных мероприятиями в рамках проектов по поддержке молодых педагогов, от общего числа молодых педагогов;
- наличие (количество) программ наставничества, реализуемых в муниципалитете;
- доля педагогов, участвующих в программах наставничества, от общего числа педагогов;
- доля педагогов, сопровождаемых педагогами-методистами, прошедшими региональный отбор;
- наличие программы поддержки методических объединений, профессиональных сообществ педагогов; и т.п.
Одним из перспективных способов развития методической работы является организация сетевых форм взаимодействия педагогов. Развитие системы образования через методическую сеть обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует их активность в распространении и освоении инновационного опыта, создает благоприятные условия для непрерывного образования педагогических работников, роста их профессиональной компетентности. Показателями здесь могут выступать:
- доля педагогов, включенных в сетевые сообщества, от общего числа педагогов;
- количество методических объединений/профессиональных сообществ педагогов;и т.п.
Еще одной актуальной задачей является создание системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающей повышение квалификации и непрерывное развитие их профессионального мастерства. Идеей создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников определены основные направления деятельности такой системы на муниципальном уровне:
- сопровождение персональных траекторий профессионального развития педагогов;
- информирование педагогических работников об инновационных формах обучения;
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- стимулирование участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций, сопровождение деятельности объединений педагогов, способствующих их профессиональному развитию, с учетом конкретной ситуации в образовательной организации для обеспечения возможности каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень;
- организация взаимодействия и взаимообучения работников образования;
- помощь педагогам в обобщении и презентации своего опыта работы.
2.2. Треки (траектории) развития системы обеспечения профессионального развития педагогических работников
В рамках муниципальной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников рассматриваются следующие треки:
- Плановое повышение профессионального мастерства педагогических работников;
- Устранение дефицита педагогических кадров;
- Повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Трек 1 Плановое повышение профессионального мастерства педагогических работников
Цели и задачи:
в части планового повышения профессионального мастерства педагогических работников:
- выявить профессиональный дефицит педагогических работников;
- совершенствовать предметные компетенции педагогических работников;
- построить индивидуальные маршруты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
- провести профилактику профессионального выгорания педагогов;
- осуществить научно-методическое сопровождение педагогических работников.
Задачи:
в части планового повышения профессионального мастерства педагогических работников:
- формирование персональных траекторий непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров на основе дефицитов, выявленных независимой диагностикой профессиональных компетенций;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на совершенствование предметных компетенций педагогических работников;
- организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов;
- проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;
- формирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.
Трек 2 Устранение дефицита педагогических кадров:
Цели и задачи:
в части устранения дефицита педагогических кадров:
- выявить кадровые потребности в образовательных организациях региона;
- развить кадровый потенциал в образовательных организациях;
осуществить профессиональные переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
Задачи:
в части устранения дефицита педагогических кадров:
- устранение кадрового дефицита в образовательных организациях региона за счет своевременного выявления кадровых потребностей в ОО;
- выявление кадровых потребностей в образовательных организациях региона;
- развития кадрового потенциала в образовательных организациях; осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
- осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
- поддержка молодых педагогов/реализации программ наставничества педагогических работников;
- привлечение молодых специалистов.
Трек 3 Повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ
Цели и задачи:
в части повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ:
- повысить квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ;
- организация и проведение адресного повышения квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
в части повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ:
- организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
- организация и проведение адресного повышения квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.