09:47
Доступная среда: будем учиться вместе




Красногорская школа стала пилотной в нашем районе в реализации республиканской целевой программы "Доступная среда". Целью Программы является создание людям с ограниченными возможностями условий для равного с другими гражданами участия в жизни общества за счет формирования общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов. Это цитата из текста программы. На деле для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли учиться в школе наравне со всеми учениками, нужны, в первую очередь, деньги.           На начальном этапе школе финансовые средства были выделены, более одного миллиона рублей.           - Сначала мы сделали так называемую входную группу, то есть крыльцо с пандусом, - рассказывает директор школы Я.З.Хисматуллина. - Затем приобрели оборудование для так называемого сенсорного кабинета, необходимые аппараты и тренажеры для психофизиологических исследований, для разгрузки детей, которым тяжело дается учеба. Многолетние наблюдения за учащимися показывают, что нынешние первоклассники, только пришедшие в школу, уже отличаются эмоциональностью, повышенной тревожностью, очень много детей с хроническими заболеваниями и низким иммунитетом. Если такими дети попадают в школу, то к чему же приведет учебная нагрузка, которая становится тяжелее год от года? Поэтому школе требуются технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Сенсорная комната нужна не только детям с ограниченными возможностями, она требуется обычным детям.        Психолог школы Д.С.Ахметдинова демонстрирует оборудование кабинета: зеркала на стенах, электронный экран "звездное небо", гибкая прозрачная труба с бегущими огоньками, большой стеклянный шар - при прикосновению к нему от пальцев бегут "молнии", которыми можно управлять.            Трое забежавших в кабинет мальчишек, сразу видно, давно здесь свои: по- хозяйски располагаются на пуфиках, принимающих форму тела, следят за миниатюрным "вулканчиком", выпускающим клубы "дыма" замысловатой формы, заплетают в косички длинные разноцветные ленты, свисающие с потолка, рисуют на специальном стенде песочные картины, катаются на гимнастическом мяче. И балуются, конечно, как и все дети.          - Детки у нас гиперактивные, - улыбается Динара Салихзяновна, - а после проведенного занятия или перемены в этом кабинете, где они "выпускают пар", лучше сосредоточиваются на уроках.          - Но это те дети, которые ходят в школу каждый день. А те, что посещать обычную школу пока не могут, занимаются с учителями дома? Готова ли школа принять именно детей-инвалидов: колясочников, детей на костылях или отстающих в умственном развитии?        - Те, что могут заниматься, будут учиться в школе,- говорит Ямиля Зарифовна, - Уже сейчас обучающиеся на дому проводят в школе каникулы - это так называемый "зимний лагерь". А будет и летний. Дети должны осваиваться в школе постепенно. Одна девочка у нас уже периодически занимается в том классе, ученицей которого является. Адаптация - процесс, не терпящий торопливости. И проблема не только в том, что ученик с ограниченными возможностями будет чувствовать себя неуютно среди обычных школьников. Привыкать к совместному обучению должны и дети- не инвалиды, для них появление в школе таких сверстников тоже может стать стрессом. Поэтому конкретной даты начала совместного обучения мы не ставим - фактически оно уже началось. Кроме того, до полного комплектования школы совместного обучения предстоит сделать еще немало. Это и ремонт сенсорного кабинета, и приобретение дополнительного оборудования для него, и специальные санузлы, отдельный гардероб - много сил и средств потребуется для того, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ в школу и обучение детей с ограниченными возможностями.            В школе уже учатся сорок пять учеников с неврологическими отклонениями. В 1998 году создан и работает специальный медико-педагогический консилиум, занимающийся проблемами детей, и хорошо, когда члены консилиума находят понимание у родителей. Часто бывает, к сожалению, что либо родители ведут асоциальный образ жизни, и все проблемы ребенка идут оттуда, либо родители отказываются признавать тот факт, что ребенку необходима медицинская и психологическая помощь, а понимание к ним приходит слишком поздно.          Программа "Доступная среда" будет разворачиваться в республике до 2015 года. Ее социально-экономическая эффективность будет определяться социальным эффектом, выражающимся в улучшении среды жизнедеятельности инвалидов. Выведена даже специальная формула, по которой рассчитывается эта эффективность.         Для детей-инвалидов, мир которых ограничен пока родительским домом, это будет означать: расширение кругозора, жизненного пространства, новых друзей и новых увлечений. И просто установкой: я такой же, как все. Потому что учусь вместе со всеми.    

Author: Е.КУРБАНОВА. газета "Красный Ключ". Фото автора.
Просмотров: 931 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar