09:47 Доступная среда: будем учиться вместе | |
Красногорская школа стала пилотной в нашем районе в реализации
республиканской целевой программы "Доступная среда". Целью Программы
является создание людям с ограниченными возможностями условий для
равного с другими гражданами участия в жизни общества за счет
формирования общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей
инвалидов. Это цитата из текста программы. На деле для того, чтобы дети
с ограниченными возможностями могли учиться в школе наравне со всеми
учениками, нужны, в первую очередь, деньги. На начальном этапе школе финансовые средства были выделены, более одного миллиона рублей. - Сначала мы сделали так называемую входную группу, то есть
крыльцо с пандусом, - рассказывает директор школы Я.З.Хисматуллина. -
Затем приобрели оборудование для так называемого сенсорного кабинета,
необходимые аппараты и тренажеры для психофизиологических
исследований, для разгрузки детей, которым тяжело дается учеба.
Многолетние наблюдения за учащимися показывают, что нынешние
первоклассники, только пришедшие в школу, уже отличаются
эмоциональностью, повышенной тревожностью, очень много детей с
хроническими заболеваниями и низким иммунитетом. Если такими дети
попадают в школу, то к чему же приведет учебная нагрузка, которая
становится тяжелее год от года? Поэтому школе требуются технологии,
обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную
эффективность обучения. Сенсорная комната нужна не только детям с
ограниченными возможностями, она требуется обычным детям.
Психолог школы Д.С.Ахметдинова демонстрирует оборудование кабинета:
зеркала на стенах, электронный экран "звездное небо", гибкая прозрачная
труба с бегущими огоньками, большой стеклянный шар - при прикосновению к
нему от пальцев бегут "молнии", которыми можно управлять.
Трое забежавших в кабинет мальчишек, сразу видно, давно здесь свои:
по- хозяйски располагаются на пуфиках, принимающих форму тела, следят за
миниатюрным "вулканчиком", выпускающим клубы "дыма" замысловатой формы,
заплетают в косички длинные разноцветные ленты, свисающие с потолка,
рисуют на специальном стенде песочные картины, катаются на
гимнастическом мяче. И балуются, конечно, как и все дети. -
Детки у нас гиперактивные, - улыбается Динара Салихзяновна, - а после
проведенного занятия или перемены в этом кабинете, где они "выпускают
пар", лучше сосредоточиваются на уроках. - Но это те дети,
которые ходят в школу каждый день. А те, что посещать обычную школу пока
не могут, занимаются с учителями дома? Готова ли школа принять именно
детей-инвалидов: колясочников, детей на костылях или отстающих в
умственном развитии? - Те, что могут заниматься, будут
учиться в школе,- говорит Ямиля Зарифовна, - Уже сейчас обучающиеся на
дому проводят в школе каникулы - это так называемый "зимний лагерь". А
будет и летний. Дети должны осваиваться в школе постепенно. Одна девочка
у нас уже периодически занимается в том классе, ученицей которого
является. Адаптация - процесс, не терпящий торопливости. И проблема не
только в том, что ученик с ограниченными возможностями будет чувствовать
себя неуютно среди обычных школьников. Привыкать к совместному обучению
должны и дети- не инвалиды, для них появление в школе таких
сверстников тоже может стать стрессом. Поэтому конкретной даты начала
совместного обучения мы не ставим - фактически оно уже началось. Кроме
того, до полного комплектования школы совместного обучения предстоит
сделать еще немало. Это и ремонт сенсорного кабинета, и приобретение
дополнительного оборудования для него, и специальные санузлы, отдельный
гардероб - много сил и средств потребуется для того, чтобы обеспечить
беспрепятственный доступ в школу и обучение детей с ограниченными
возможностями. В школе уже учатся сорок пять учеников с
неврологическими отклонениями. В 1998 году создан и работает
специальный медико-педагогический консилиум, занимающийся проблемами
детей, и хорошо, когда члены консилиума находят понимание у родителей.
Часто бывает, к сожалению, что либо родители ведут асоциальный образ
жизни, и все проблемы ребенка идут оттуда, либо родители отказываются
признавать тот факт, что ребенку необходима медицинская и
психологическая помощь, а понимание к ним приходит слишком поздно.
Программа "Доступная среда" будет разворачиваться в республике
до 2015 года. Ее социально-экономическая эффективность будет
определяться социальным эффектом, выражающимся в улучшении среды
жизнедеятельности инвалидов. Выведена даже специальная формула, по
которой рассчитывается эта эффективность. Для
детей-инвалидов, мир которых ограничен пока родительским домом, это
будет означать: расширение кругозора, жизненного пространства, новых
друзей и новых увлечений. И просто установкой: я такой же, как все.
Потому что учусь вместе со всеми. Author: Е.КУРБАНОВА. газета "Красный Ключ". Фото автора. | |
|
Всего комментариев: 0 | |